История термотрансферной печати

Термотрансферная печать — одна из самых востребованных технологий печати. Как она появилась и в чем ее отличие от термопечати — рассмотрим в этой статье.

Как появились термотрансферы

Изобретателями способа нанесения текстов и графики термотрансферным способом считаются специалисты японской компании SATO. История фирмы начинается в 1940-м — первые годы она выпускала инструменты для обработки древесины и бамбука.

В начале 60-х годов одним из направлений в работе компании стало создание этикетировщиков. Первый этикет-пистолет изобрел основатель фирмы Йо Сато. Инструмент, предназначенный для ручного нанесения маркировки, стал востребованным не только в Японии, но и в других странах, и в 1964 г. было налажено его масштабное производство, а также изготовление расходных материалов.

В связи с массовым внедрением в конце 60-х годов кассовых терминалов компания занялась разработкой этикетировщиков, наносящих штрих-коды и иероглифы, которые распознаются оптическим способом. С 70-х годов специалисты фирмы сосредоточились на разработке автоматизированного оборудования для штрих-кодирования. Результатом работы стало создание в 1981 году первого термотрансферного принтера, который осуществляет печать чеков.

Со временем конструкции устройств и технология печати совершенствовались. Производством этого оборудования занялись компании в Европе и США. В России первые термотрансферные принтеры появились в 1995 году. Сегодня это — незаменимые аппараты для производства качественных долговечных этикеток из бумаги, полимерных и других материалов.

Особенности термотрансферной печати

Способ печати термотрансферным способом принципиально отличается от термопечати. В последнем случае нагретая термоголовка контактирует непосредственно с поверхностью этикетки. Материал имеет специальное напыление, которое чувствительно к высоким температурам. При соприкосновении с термоголовкой поверхность в точках контакта меняет свой цвет — таким образом на этикетке появляется текст или графическое изображение.

В термотрансферных принтерах за нанесение изображения на этикетку отвечает специальная лента — риббон. Многослойный материал состоит из основы, слоя грунтовки и красочного слоя. В качестве основы используются:

  • воск (тип риббона — wax);
  • смола (тип ленты — resin);
  • воск в комбинации со смолой (wax/resin).

При работе принтера нагретая термоголовка соприкасается не с носителем маркировки, а с риббоном. В точке контакта красящий слой плавится и пигмент переносится на носитель. В зависимости от модели термотрансферного принтера используется риббон с внутренней или внешней намоткой. В первом случае сторона с красящим слоем обращена внутрь намотки (in), во втором — наружу (out).

Преимущества и область применения

Ключевой плюс термотрансферной печати — получение долговечного четкого изображения, стойкого к истиранию и выцветанию. Таким способом маркируются товары, рассчитанные на длительное хранение, в том числе — в условиях повышенной влажности или низких температур, например — на открытых складах. Маркировку можно наносить на бумажные, картонные этикетки с ламинированной или мелованной поверхностью, этикетки и ярлыки из текстиля, полимерных и других материалов.