Термотрансферные этикетки и термоэтикетки — в чем различие?

Термические и термотрансферные этикетки широко используются в самых различных сферах этикетировки и маркировки. Обе эти разновидности расходников имеют клеящую сторону, что позволяет фиксировать их практически на любом материале упаковки. Однако по своим свойствам первые и вторые имеют достаточно существенные отличия, поэтому сферы их использования где-то пересекаются, а по отдельным направлениям — расходятся.

Термоэтикетки — особенности

Область применения термических этикеток — маркировка продуктов питания на предприятиях пищевой отрасли и в торговых сетях, товаров народного потребления, а также грузов транспортными компаниями. Ключевое преимущество такой этикетки — отсутствие необходимости закупки красящих материалов, что делает ее более дешевым расходником, чем термотрансферные аналоги. Изделие многослойно:

  • верхний слой состоит из химически активных компонентов, которые дают реакцию при термическом воздействии;
  • средний слой — бумага плотностью обычно 60-80 г/м2;
  • нижний слой — клеящий состав.

Для более высокой защиты и долговечности этикетки могут покрывать дополнительным — специальным лаковым слоем.

Принцип термопечати достаточно прост: нагретая (максимальная температура до 120°C) в определенных точках печатающая термоголовка принтера (в торговых сетях — электронных весов) соприкасается с поверхностью стикера, химически активный состав реагирует в этих точках на высокую температуру, в результате чего появляется изображение. По свойствам и технологии производства различают три основных типа таких этикеток.

  • ЭКО — не имеют лакового слоя. Используются для товаров (в основном пищевой продукции) с коротким сроком реализации.
  • ТОП — имеют один защитный слой, до определенной степени устойчивы к воздействию влаги, низких и высоких температур. С их помощью часто маркируют замороженные и охлажденные продукты.
  • ТОР — имеют двухстороннюю защиту, могут использоваться, в том числе, для продолжительного хранения товаров (до 6 мес).

В целом же, в большинстве случаев применяются этикетки без защитного слоя, рассчитанные на использование в течение одной - двух недель. Они недолговечны, выцветают под воздействием УФ-лучей, не защищены от влаги.

Особенности термотрансферной этикетки

При использовании такого стикера также применяется метод термопечати, однако в качестве дополнительного расходного материала здесь используется термическая трансферная лента — риббон. Она также многослойна:

  • верхний слой представляет собой гладкое покрытие, защищающее от повреждений печатную головку;
  • средний слой — собственно полимерная пленка (обычно полиэстеровая) — основа термотрансферной ленты;
  • нижний — термоплавкое синтетическое красящее вещество (как правило, на основе смолы и/или воска).

Принцип термотрансферной печати заключается в следующем: нагретая головка принтера соприкасается с лентой в определенных точках, сухое красящее вещество в этом месте оплавляется и переносится на запечатываемый материал. В качестве последнего может выступать полуглянцевая бумага, этикетки из полиэтилена, полипропилена и других материалов. Несмотря на то, что термотрансферная технология обходится на порядок дороже прямой термопечати, она имеет ряд важных достоинств:

  • высокая стойкость краски к воздействию влаги и ультрафиолетовых лучей;
  • возможность использования нескольких красок;
  • широкий спектр материалов на котором можно печатать;
  • длительный срок, при котором этикетка не теряет своих потребительских свойств, — до 25 лет, что не сопоставимо с характеристиками термоэтикетки.
  • Всё это значительно расширяет сферу использования термотрансферных этикеток в сравнении с термическими. Изделия используются для маркировки в серийном промышленном производстве, для перевозки и длительного хранения самой различной продукции, в то время как термические стикеры — преимущественно в маркировке пищевой продукции на развес.