Требования к маркировке и этикетированию товаров в ЕАЭС

При реализации товаров на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, в отношении маркировки действуют два общих требования.

Основные требования к маркировке

Обязательно наличие в маркировке единого для всей продукции, обращающейся на территории ЕАЭС, знака. При этом знак наносится на товар или упаковку после прохождения всех необходимых процедур оценки соответствия товара требованиям технического регламента Таможенного союза.

Знак представляет собой аббревиатуру из трех стилизованных букв Е, А, С, которая расшифровывается как «Евразийское соответствие» (Eurasian Conformity). Размер знака в маркировке не должен быть менее 5 мм. Изображение букв должно контрастировать с полем фона и быть одноцветным (например, белые буквы на черном фоне или черные — на белом). Место нанесения маркировки устанавливается отдельным техрегламентом, может быть нанесена на упаковку, саму единицу изделия или на документ, сопровождающий продукцию.

Второе общее требование: текстовая часть при маркировке наносится на двух языках — на русском и языке страны, в которой будет реализована продукция (казахский, армянский и т. д.). Исключение составляет только Республика Беларусь, где допустимо использование текста только на русском языке.

Внимание: на территории государств ЕАЭС запрещено обращение продукции, не промаркированной знаком единого обращения.

Базовые требования к этикетированию

В действующих техрегламентах стран Таможенного союза этикетирование не представляет собой отдельную категорию — этикетка играет роль одной из разновидностей маркировки. В отношении нее существует ряд требований, которые касаются способа и качества доведения информации в маркировке до потребителя и заинтересованных органов.

  • Так, в частности, маркировка (соответственно, и этикетка в частности) должна быть визуально доступна для осмотра и идентификации.

  • Информация должна быть достаточной для того, чтобы потребитель мог сделать обоснованный выбор в пользу того или иного товара.

  • Информация не должна вводить потребителя в заблуждение.

  • Знаки и надписи должны быть четко видны и хорошо читаемы, находясь на контрастном фоне.

Помимо этого, в целях контроля за соответствием продукции установленным требованиям, информация, в том числе размещаемая на этикетке, должна подтверждаться документально.

Маркировка упаковки — основные требования

Правила маркировки упаковочных средств сформулированы в главах №№6 и 8, а также в приложениях №№ 3, 4 техрегламента ТС 005/2011. Данные на маркировке должны доносить сведения о назначении упаковки, материале ее изготовления и возможности ее переработки и утилизации. По назначению выделяют упаковку для:

  • пищевой продукции (условные графические символы — бокал и вилка);

  • для косметики и парфюмерии (условное изображение зеркала и парфюмерного флакона);

  • для прочей продукции (те же бокал и вилка, но перечеркнутые).

Использование одного из трех перечисленных символов в маркировке обязательно. Материал исполнения упаковки обозначается буквенно-цифровой комбинацией, например:

  • ALU 41 — алюминий;

  • PVC 3 — пластик ПВХ;

  • РАР 22 — бумага;

  • PET 1 — ПЭТФ (полиэтилентерефталат).

Если же материал упаковки комбинированный, первой в аббревиатуре следует латинская буква С и через слеш - обозначение основного материала. Если всё упаковочное средство состоит из отдельных оболочек из разных материалов, каждая из них маркируется отдельно.

Маркировка может быть нанесена на само упаковочное средство либо содержаться в документах, сопровождающих товар. Характерная особенность нанесения на упаковку знака «ЕАС»: если упаковочное средство само выступает в качестве товара и поставляется упакованным, непосредственно на нем этот знак не проставляется. Он указывается только на упаковке, но при этом относится именно к упакованной продукции.